Российский спортивный комментатор и телеведущий Павел Занозин дал нашему фонду интервью.
18.10.2021

Российский спортивный комментатор и телеведущий Павел Занозин дал нашему фонду интервью.

Интервьюер: Вы достаточно случайно увлеклись телеэфирами: Ваша учительница предложила пройти пробы в детскую телепрограмму «Не зевай!», и вас сделали ведущим. Вы тогда могли подумать, что будете работать на федеральном канале❓

— В 9 лет ты вообще не понимаешь, что такое федеральный канал, ты просто думаешь: «о, телевидение, круто». Для меня этот процесс был достаточно привычным, так как папа меня очень часто в детстве снимал на камеру, и я спокойно к этому относился. Я любил рассказывать истории, стихи на камеру: у меня никогда не вызывало это стеснения.

Интервьюер: Это здорово, ведь у многих детей есть барьер, когда нужно что-то выдать на камеру.

— Я думаю, что это напрямую зависит от темперамента человека. Было сразу понятно, что я — экстраверт. Мне легко давались выступления перед большой аудиторией, никакого дискомфорта я не испытывал.

Интервьюер: Как так получилось, что Вы начали писать статьи для городской газеты❓

— Причина достаточно банальна: мне просто хотелось больше зарабатывать. Тогда брали на стажировку в газету «Комсомольская правда». Я несколько месяцев там проработал. Мне понравилось, было много интересных тем для освещения. Получился очень хороший опыт работы в редакции. Но в приоритете у меня все равно оставалось спортивное телевидение.

Интервьюер: К моменту окончания школы Вы уже имели 7-летний стаж работы на телевидении, но выбрали для обучения 2 совершенно других направления (Павел окончил ННГУ имени Лобачевского (экономический факультет) и НГЛУ имени Добролюбова (переводческий факультет)). Чем был обусловлен такой выбор❓

— Когда тебе 16, к сожалению, выбираешь не ты, а родители. Они говорили о том, что нужно получить базовое образование. Это, безусловно, хорошее образование для тех, кто хочет дальше развиваться в этих сферах. Например, я очень благодарен факультету иностранного языка за то, что я выучил французский. В моей профессиональной деятельности это очень пригодилось. Но все-таки большого удовольствия от обучения я не получал. Мечта была совсем другой.

Интервьюер: Высшее образование — важно❓

— Я считаю, что практика гораздо важнее, чем теория. Понятное дело, что узнавать новые вещи — это полезно, в этом смысле «образовываться» нужно всегда. Но тогда мне намного интереснее была моя профессия, поэтому, когда я выиграл конкурс комментаторов, естественно, у меня не было сомнений, что нужно всё бросать и уезжать в Москву.

Интервьюер: Как Ваши родители относились к профессии журналиста❓

— Для них это было некой игрой. Они просто радовались тому, что их ребёнок с 9-летнего возраста появляется в телевизоре. Профессию комментатора они не воспринимали всерьёз: им было непонятно, как можно комментировать спортивные матчи и получать за это деньги. Им было сложно это осознать, так как они никак не были связаны с телевидением и со спортом. Они, как и все родители, хотели, чтобы я твёрдо стоял на ногах. Сейчас они смотрят на это другими глазами, конечно же. Полностью одобряют и любят то, чем я занимаюсь.

Интервьюер: Вы неоднократно говорили о том, что журналистским азам нужно учиться на практике, то есть совсем необязательно получать высшее журналистское образование, чтобы стать журналистом❓

— Журналистское образование, на мой взгляд, точно не нужно получать, это пустая трата времени. Эти 5 лет можно провести гораздо полезнее. Я считаю, что человеку нужно постоянно учиться. Для этого не обязательно ходить в университет или читать лекции. Нужно просто впитывать все то многообразие информации, которое существует вокруг. Опять же, для разных профессий по-разному, я не могу говорить за всех. Например, если ты идёшь работать врачом или учителем, то, конечно, у тебя должно быть профильное образование. Просто есть ряд профессий, в которых лучшее образование — это жизнь.

Интервьюер: Главное, чем должен обладать комментатор – умением выделить из потока информации основные факты и объективно их анализировать. Этому можно научиться на практике или все-таки профессия комментатора это особый дар❓

— Скажем так, у человека должен быть большой талант и должна быть предрасположенность к этому, а дальше это уже можно развивать. Могу точно сказать, что этому может научиться не каждый человек. Я, например, сейчас делаю свой курс в Skillbox по профессии "спортивный комментатор" и отчётливо понимаю, что туда не пойдут люди, которые не чувствуют в себе эту предрасположенность. Но даже для талантливых людей комментаторская профессия — это огромный труд и годы тренировок.

Интервьюер: Вы 2 года проработали на Матч ТВ, комментировали, вели программу «Все на Матч». С чем был связан ваш уход с канала❓

— На самом деле, «Все на Матч» — это очень классная программа, где ты общаешься с разными людьми из спортивной сферы. Я, по большей части, считал себя всё-таки комментатором, а не спортивным ведущим. В последний год работы на Матче с этим стали возникать проблемы, потому что были бюрократические сложности: я был оформлен по договору, как ведущий. Новое руководство считало, что ведущие должны вести, а комментаторы — комментировать. Я начал очень сильно переживать, что пропущу чемпионат мира по футболу в 2018 году. Я не предпринимал никаких действий, чтобы уйти с канала, а просто посылал сигналы в космос, и, видимо, одна из этих мыслей как-то долетела, потому что меня пригласили на Первый канал. Ну и я, конечно, принял это приглашение.

Интервьюер: Большую часть своей профессиональной деятельности Вы были спортивным комментатором, но когда для «Доброго утра» (прим.: утренняя информационно-развлекательная программа на Первом канале) понадобился новый ведущий, было принято решение утвердить Вашу кандидатуру. Почему Вы захотели стать частью утренней программы❓

— Я решил, что это интересный опыт, и нужно попробовать. Первые два месяца был в полном восторге, а потом стало скучновато. В спорте каждый матч, каждый турнир — это нечто абсолютно новое, а в утренней программе всё было достаточно однотипно. Ну и в какой-то момент просто стало очень тяжело совмещать работу в двух редакциях.

Интервьюер: Из-за того, что сложно оставаться энергетически-заряженным и будить страну с улыбкой на лице❓

— Нет, это как раз несложно. Сложно изо дня в день делать одно и то же. Особенно, когда ты смотришь сериал «The Morning Show» и понимаешь, как может выглядеть утренняя программа. Но у нас своя специфика.

Интервьюер: Согласитесь, нам, объективно, ещё очень далеко до американского уровня❓

— Да, я соглашусь. Пока прилично отстаем. Это общая проблема, которую можно, а главное нужно пытаться решать, но это не происходит мгновенно.

Интервьюер: А как её можно решить❓

— Если говорить о ТВ, то можно собрать молодую команду, дать ей карт-бланш, сказать:«ребята, сделайте крутой пилот». Но основная аудитория Первого — это возрастные люди. В первую очередь мы отталкиваемся от них. У программы «Доброе утро» есть свой зритель, она дает неплохие рейтинги. Конечно, телевидение должно двигаться вперёд и подтягивать за собой аудиторию. Но пока на серьезные изменения никто не пойдет.

Интервьюер: Вы бы смогли вести какое-нибудь политическое шоу на федеральном канале❓

— По уровню ведущего смог бы, а по желанию — даже близко не хотел бы. Для меня неприемлемо говорить на таком языке и в таком тоне. Я люблю светлое, доброе, а политика к этому не относится, к сожалению.

Интервьюер: Я знаю, что помимо футбола, вы предпочитаете такие виды спорта, как сквош, кёрлинг, теннис, баскетбол, гольф, но заниматься спортом в фитнесе-клубе Вам не нравится. Почему❓

— Скучновато. Спортивные игры намного интереснее. От них получаешь и физическую нагрузку, и мощные эмоции.

Интервьюер: Что даёт спорт❓

— Он даёт энергию, адреналин. Он даёт ощущение соперничества, помогает ощутить вкус победы и проявить себя. Спорт — это жизнь.

Интервьюер: Почему важно отдавать детей в спорт❓

— Физическое развитие не менее важно, чем интеллектуальное. Если говорить про профессиональный спорт, то это очень жесткая штука, и я бы не стал спешить отдавать туда детей. Далеко не каждый ребёнок способен выдержать такие нагрузки. На мой взгляд, прежде всего нужно отталкиваться от желания детей, смотреть на их возможности, умения и перспективы. Если ребёнок сам захочет, то он обязательно станет профессиональным спортсменом.

Интервьюер: Наш фонд занимается тем, что развивает спорт там, где он труднодоступен. Как думаете, почему эта история важна для подрастающего поколения❓

— Потому что у нас в труднодоступных местах, к которым относится большая часть территории России, вообще мало радости. Спорт может стать одной из этих простых радостей для детей. Помимо этого, занятия спортом в детстве способствуют тому, что и в будущем ребёнок будет любить двигаться, вести активный образ жизни. А это значит, что и во взрослой жизни он никогда не будет пассивным, и всегда будет идти к цели и добиваться её.

Интервьюер: Наша Россия занимает первое место в мире по количеству курящих детей. Как мы можем на это повлиять❓

— Глобально же эту проблему нельзя решить за день или за год. В целом, сейчас прослеживается положительная динамика в плане отказа от курения, ситуация точно улучшается: многие делают выбор в пользу здорового образа жизни. Отгородить детей не получится, они же не живут в стеклянной клетке, они живут в обществе и взаимодействуют с огромным количеством людей. С детьми нужно просто разговаривать, выстраивать доверительные отношения и стараться объяснять им, что правильно, а что нет.

Интервьюер: Россия вышла на новый уровень в Мировом индексе благотворительности (за 5 лет поднялась с 124 на 67 место). Как вы считаете, как нам удалось добиться таких результатов❓

— Мне кажется, что благотворительность стала модной, огромное количество медийных личностей занимаются этим, и это хорошо! Важно, чтобы благотворительность была адресной, ведь у нас очень много проблем на уровне государства, которые можно было бы решить одним росчерком пера, но они не решаются. Остается надеяться только на хороших людей.

Интервьюер: Вы занимаетесь благотворительностью❓

— Я сотрудничаю с фондом «Футболка дарит жизнь». Этот фонд приносит детям положительные эмоции. Все привыкли помогать сборами средств на конкретную цель, а этот фонд помогает детям получить незабываемые эмоции в тяжёлые жизненные моменты. У ребят есть уникальная возможность встретиться со своими кумирами из мира спорта и лично с ними пообщаться. По-моему, это очень классная и нестандартная история.

Интервьюер: «Мир уступает дорогу тому, кто знает, куда идти». Вы всегда знали, куда идти❓

— Почти всегда. В психологии есть такая техника «дерево желаний», так вот я по этому дереву всегда старался думать на несколько шагов вперёд. И поэтому мир, как мне кажется, был ко мне благосклонен. Я — везучий человек, конечно.

Интервью брала Валерия Андреева