Интервью нашему фонду дал известный психолог
Александр Шахов
Интервьюер: Прежде чем стать психологом, Вы около 15 лет посвятили службе в силовых структурах: пройдя путь от сотрудника ОМОН до прокурора. Но в 38 лет решили получить психологическое образование, о котором мечтали, будучи подростком. Почему не пошли учиться на психолога с самого начала❓
— Я открыл для себя психологию, когда прочитал книгу К.К. Платонова «занимательная психология». Это было в далеком 1997г., на тот момент эта была единственная популярная книжка по психологии, которая издавалась в СССР. Тогда для меня впервые открылась такая наука, как психология. Тогда ещё издавались бумажные справочники для поступления в вузы. Я начал изучать, где преподают психологию и на тот момент таких университетов было всего 3. Когда я позвонил в московский университет и спросил, как поступить, мне сказали, что у них 50 человек на место. В те времена профессия психолога считалась редкой и престижной. Так как у меня не было блата, то шансов поступить не было. Сейчас у молодежи гораздо больше возможностей получить хорошее профильное образование. Помимо прочего, для переезда в Москву требовались или родственники, которые могли меня приютить, или деньги на съём жилья, или место в общежитии (также маловероятный шанс попасть). В общем, на тот момент имелось слишком много препятствий, которые не давали возможности реализовать себя в этой профессии.
Интервьюер: Что Вас привлекло в этой сложной профессии❓ Что сподвигло Вас начать углубляться в психологию❓
— Во первых, я не считаю, что эта профессия сложная. Я считаю, что она интересная, а когда ты считаешь что-то интересным, то для тебя нет сложностей. Сложно только тогда, когда ты не горишь чем-то. А когда ты увлечен, то, наоборот, с интересом разбираешься во всем.
— Мой интерес к профессии психолога начался с работы в прокуратуре, где я занимал должность следователя. Передо мной стояла практическая задача: я шел в камеру к подозреваемому на допрос. Когда человек попадает в тюремную камеру, его адвокат рассказывает о том, как нужно себя вести, и самый надёжный способ — молчать. Для следователя это, наоборот, самая невыгодная история. Если человек говорит, можно доказать, что он врет. Передо мной стояла задача — разговорить подозреваемого, который знает, что нужно молчать. Здесь я и столкнулся с психологической проблемой — как установить контакт с подозреваемым. Тогда я начал интересоваться психологией, судебной психиатрией, изучать методики психодиагностики.
— В своей практике я даже пытался использовать систему гороскопов, чтобы определить, какой человек сидит передо мной. Но, разумеется, гороскопы в этом мне не помогли. А вот психология, да. Так, я постепенно углублял свои знания и все прочитанное старался применять на практике. После увольнения из органов прокуратуры, получив свободу во времени, я начал работать и с самим собой, хотел разобраться в своих внутренних проблемах. У меня изменилась система ценностей, изменился взгляд на мир. Своего рода «копания» в себе привели меня к более серьёзной психологии, которой я занимаюсь по сей день.
Интервьюер: Огромной популярностью пользуется Ваш курс «Женская самооценка». В нашей стране действительно так много неуверенных в себе женщин с низкой самооценкой? Если да, то чем это обусловлено❓
— В целом, по исследованиям социальных психологов у женщин самооценка ниже, чем у мужчин. Это обусловлено строением их психики. У мужчин есть гормоны, которые заставляют их конкурировать и бороться, такие как тестостерон, адреналин. Те мужчины, которые не имели гормонов агрессивности — просто не выживали. Естественный отбор оставил только тех, кто умел сражаться. У женщин же, наоборот. Те, кто вступал в схватки, пытался бороться, в ходе естественного отбора исключались из стаи. По западным исследованиям психологов — женщины боятся высказывать своё мнение, чаще сомневаются в своих словах, боятся проявлять себя. Это обусловлено рядом причин, одной из которых является генетическая предрасположенность. Её можно и нужно компенсировать, однако она ещё обусловлена методами воспитания и культурой.
Интервьюер: С какими проблемами обращаются к Вам чаще всего❓
— Чаще всего обращаются с проблемами неконтролируемых эмоций. Человек хочет разобраться с такими чувствами, как злость, обида, вина. Также обращаются с семейными проблемами. Помимо этого, люди хотят понять, в чем их предназначение, чем им нужно заниматься в жизни, чтобы получать удовольствие. В последнее время ко мне приходят люди, которые говорят, что они потеряли смысл жизни, они не хотят ничего делать, им лень, другими словами, они откладывают свою жизнь на завтра.
Интервьюер: Как избежать «выгорания» в профессии психолога❓
— Нужно соблюдать баланс между работой и отдыхом, восстанавливать свои силы, понимать границы своих возможностей. Есть специальные методики, которые позволяют психологу не вовлекаться в негативные ситуации клиента, защищать своё эмоциональное пространство, свой внутренний мир. Те, кто не владеют этими навыками, либо быстро выгорают, потому что все принимают близко к сердцу, либо, наоборот, становятся бездушными циниками, которые не сопереживают проблемам обратившихся к ним людей.
Интервьюер: Какое влияние оказывает спорт на ребёнка с психологической точки зрения❓
— Спорт включает в себя 3 сферы, которые отвечают за развитие ребёнка: это эмоциональная, интеллектуальная, волевая. Прежде всего, спорт развивает волевую сферу. Спорт — это то направление, где ребёнок учится развивать волевые функции, без которых невозможно добиться чего-то в жизни. Есть такое расстройство под названием «абулия», при котором человек не может заставить себя что-то делать. Спорт — это мини-тренинг, благодаря которому ребёнок учится преодолевать трудности, дискомфорт. Кроме того, спорт помогает ребёнку справиться со стрессом. Очень важно, чтобы у детей помимо интеллектуальной сферы, например, школы, была ещё и активная среда, благодаря которой их когнитивные функции восстанавливаются быстрее. Дети, занимающиеся спортом, лучше учатся в школе. Детство — та стадия, где ребёнку нужно много активностей. Если их в этом сдерживать, то у них могут возникнуть проблемы с развитием, как с физическим, так и с интеллектуальным. Спорт развивает координацию, мышление. Не нужно думать, что спорт — это тупая и механическая деятельность. Во многих видах спорта нужно решать интеллектуальные задачи, продумывать стратегии, выбирать правильный способ достижении цели.
Спорт — это необходимая составляющая для здоровой психики ребёнка, поэтому я каждому настоятельно рекомендую отдавать детей в спорт.
Интервьюер: Как сформировать психологию победителя❓
— Тут можно смело процитировать Уинстона Черчилля и сказать, что успех — это способность не терять энтузиазма, переходя от одной неудачи к другой. Победитель — это тот человек, который не сдаётся, несмотря на проигрыш. Психология победителя — это психология уверенного в себе человека, который думает о том, что он сможет. Для развития этой способности важно развивать уверенность, волевые качества, открытость, коммуникативность. Также важно искоренять проявление тщеславия. Ребёнка нужно приучать к тому, что тяжёлые тренировки поощряются победой.
Интервьюер: Как мотивировать детей для целенаправленных занятий спортом❓
— В соответствии с психологией, дети познают мир через игру. Это заложенная программа в природе каждого человека, поэтому мотивировать детей на игру не нужно. Детские гормоны, мозг и нервная система и так побуждают их играть. В занятиях спортом важным моментом будет организация занятий тренером. Если тренер является хорошим педагогом, он хорошо понимает детскую психологию, то мотивировать детей не нужно. Он сделает так, что детям занятие спортом будет доставлять удовольствие. Если тренер не изучал детскую психологию, то тогда не будет высоких результатов.
Я в своей практике, к сожалению, часто встречал людей, которых насильно заставляли заниматься спортом. Несмотря на то, что благодаря спорту они достигли серьезных высот, сильно сожалеют об утраченном, несчастном детстве. Они обижены на родителей, испытывают негативные эмоции, в связи с тем, что те оказывали на них серьезное давление. Нужно исходить из потребностей и желаний своих детей, нужно уметь прислушиваться и слышать то, что им по-настоящему приносит удовольствие. Я сторонник того, что детей не нужно заставлять заниматься спортом. Да, можно мотивировать, разговаривать, объяснять, но помнить, что у детей нет системы поддержки долгосрочных целей. Дети мотивируются только здесь и сейчас. Если ребёнок видит, что в семье родители активно занимаются спортом, то ребёнок перенимает эту привычку, которая в будущем может стать некой традицией по жизни.
Интервьюер: Наш фонд «Я расту со спортом» занимается тем, что развивает спорт там, где он труднодоступен. Почему эта история важна❓
— Спорт предоставляет человеку возможность раскрыть потенциал. Это очень важная часть психического здоровья, а значит ребёнок, занимающийся спортом, способен жить полноценной, счастливой жизнью. Недаром древние греки считали идеальным развитие человека, как с физической точки зрения, так и с духовной. Нам важно и нужно обеспечить нашим детям развитие в полной мере.
В труднодоступных регионах растут великие спортсмены, комментаторы, люди, в которых заложен огромный потенциал и это здорово, что фонд помогает детям вступить на правильный путь, который приведёт их к успеху.
Когда мы предоставляем детям из труднодоступных регионов возможность заниматься спортом, то мы делаем это не только для них, но и для нас. Это дети, которые будут мотиваторами и вдохновителями для формирования нации. Мы будем гордиться ими на мировых соревнованиях и чемпионатах, будем всей душой болеть за них. Мы будем гордиться нашей историей, культурой, нашими ценностями.
Нельзя бросать детей, которые попали в сложные жизненные ситуации и родились в регионах, где спорт не так развит. Я всех призываю помогать, ведь эти дети — дети нашей Родины.
Интервью брала
Валерия Андреева